В коллекции керамики МРОКМ хранятся подлинные сокровища. Преимущественно это предметы декоративно-прикладного искусства, попавшие в Музей родного края на заре его формирования. К сожалению, установить прежних владельцев этих изысканных изделий сегодня невозможно. Согласно документам 1920-х годов, источниками поступления указаны организации, куда произведения искусства были переданы после конфискации из усадеб, расположенных вблизи Саранска. В частности, из Саранской художественной студии вместе с живописью и скульптурами поступили две декоративные вазы, сильно различающиеся формой и стилем росписи, но с почти идентичными клеймами – изображёнными кобальтом петушками. Исследование литературы и открытых источников показало, что обе вазы созданы в мастерской Manifattura Figli di Giuseppe Cantagalli («Мануфактура сыновей Джузеппе Кантагалли»), работавшей с 1878 по 1950-е годы. Имя Кантагалли связано с керамическим искусством с XV века, но настоящую известность оно приобрело в конце XIX столетия, когда братья Улисс и Ромео Кантагалли возглавили семейное дело, сосредоточившись на возрождении традиций флорентийской майолики – вершины керамики эпохи Ренессанса. О популярности бренда говорит тот факт, что вся майолика, украшающая русскую православную церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (фризы, шатёр паперти и 52 кокошника с шестикрылыми херувимами), изготовлена на фабрике Кантагалли. Фирменным знаком мануфактуры стала визуализация фамилии – поющий петух, изображённый стоящим на одной ноге, с вытянутой шеей и раскрытым клювом. Для работы на производстве привлекались одарённые мастера, а для подготовки художников была основана школа дизайна. К 1895 году на мануфактуре Кантагалли трудились 121 человек; выпущен каталог продукции, включавший 1069 наименований художественной майолики с полихромной ручной росписью в стилях Ренессанса, а также восточном и античном. Источником вдохновения для Улисса Кантагалли служили коллекции художественных музеев и частные собрания, которые он скрупулёзно изучал, зарисовывая приглянувшиеся экземпляры. Мастерство Улисса было столь высоким, что даже специалисты с трудом различали его работы и майолику XVI века. Неудивительно, что долгое время одна из ваз коллекции МРОКМ (с росписью в духе традиционной флорентийской майолики эпохи Возрождения) считалась едва ли не древнейшим предметом декоративно-прикладного искусства в музее, а происхождение второй – выполненной в стиле турецкой изникской керамики XVI века с изображением перистых листьев в характерной цветовой палитре – оставалось невыясненным.